Что такое бизнес-процесс

Что такое бизнес-процесс
Автор: Маргарита Мичкова

Если вы решитесь заняться описанием бизнес-процессов в компании, то у вас неизбежно возникнет вопрос: «что такое бизнес-процесс?». Давайте разберемся на примере!

Есть Ольга, у нее небольшой кондитерский бизнес. Ее меню сладостей постоянно пополняется, но есть основные позиции, которые очень любят клиенты.  Например, пирожное «Павлова». Ольга четко знает, какие вопросы задать клиенту, чтобы сделать для него именно тот десерт, который он желает, сколько времени у нее займет изготовление определенного количества пирожных, какие продукты ей для этого понадобятся, где они будут закуплены, как готовый продукт будет упакован и доставлен. Данная последовательность действий повторяется каждый раз при заказе пирожных.

Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Ольга принимает заказ на данные пирожные не раз и даже не два, а регулярно . Действия повторяющиеся .
  2. Операции при изготовлении пирожных (заказа клиента) взаимосвязаны . Вкупе именно эта взаимосвязь позволяет получить результат – пирожные «Павлова».
  3. Пирожные, которые получаются в результате, ожидает клиент. Заказчик видит ценность в пирожных Ольги (возможно, ценность в их красоте или вкусе или цене, наконец).
  4.  Для изготовления пирожных Ольга покупает продукты, использует специальную посуду,  затрачивает свое время. Другими словами использует ресурсы .

Приведу одно из «классических» определений бизнес-процесса: «Устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя». Ситуация по выполнению заказа на изготовление пирожных – это и есть бизнес-процесс .

Если говорить о границах бизнес-процесса, то  общеизвестно, что концепция управления бизнес-процессами появилась в ответ на проблемы функционального управления. На пример, отдел продаж, выполняя свой  план, продает ваш продукт по низким ценам и с нереальными сроками. В итоге: исполнители не готовы сделать работу в такие сроки, а финансисты нам говорят, что проект убыточен. Конечно, благодаря значительным усилиям и коммуникациям между руководителями соответствующих отделов, продукт, скорее всего, будет сделан (вероятно, что в убыток и с нарушением сроков). Но наилучшим вариантом было бы, если бы все функции из примера были объединены в один бизнес-процесс и существовал назначенный ответственный за него. В таком случае, фокус с самого начала был бы перемещен на ценный для потребителя результат процесса в разумные сроки и за оптимальные деньги. В первоначальной ситуации мы с вами имели много отдельных функциональных процессов не связанных между собой общей целью.

Таким образом, границы бизнес-процесса должны определяться на основании его содержания . А содержание , в свою очередь, представлять ценность для клиента.

 Подведем итог. Бизнес процесс - это деятельность, которой свойственны следующие характеристики: повторяемость, управляемость, наличие цели, наличие входа (ресурсов), наличие выхода (результата), наличие потребителя результата, ценность результата для потребителя и наличие поставщика ресурсов.

Логично предположить, что в любой организации будет не один и не два бизнес-процесса. Как же определить их точное количество? Об этом мы расскажем в следующей заметке.

file/3.jpg 

Рассказать друзьям: