Управление бизнес-процессами все еще актуально?

Управление бизнес-процессами все еще актуально?
Автор: Маргарита Мичкова

В конце 2004 года, на 5 курсе я пришла работать инженером по качеству в компанию, которая занимается энергетикой. Шла работать по специальности, задача была интересная. В мои 22 года, не имея опыта за плечами, нужно было описать и сертифицировать систему менеджмента качества. Всех перипетий рассказывать не буду, не в этом суть. В итоге проект был реализован и успешно, в начале 2008 году мы сертифицировались на соответствие ИСО 9001. После этого я решила сменить направление своей деятельности. Причина - разочарование в искренности, компетентности и правдивости той ауры, которая царила на рынке сертификации СМК в тот момент. Фокус моей деятельности сместился на управление проектами в компании. Однако, я ощущаю острую необходимость вернуться в тему, связанную с бизнес-процессами. Почему?

Все чаще и чаще от клиентов, руководителей предприятий можно услышать примерно такие слова: «Раньше рынок давал возможности расти, а теперь появилась конкуренция и мы не знаем как с этим справится, нам нужны инструменты».

Так этот инструмент существует, его нужно только отладить!

В 99% случаев на вопрос о целях компании звучит ответ о финансовых целях, и это нормально. Целью любой компании является достижение прибыли. Но вот как эти цели будут достигнуты, уже мало кто может ответить.

Как действует этот инструмент на деле? К примеру, некая строительная компания имела дебиторскую задолженность, в среднем 100 дней. Заботясь о прибыли, компания поставила цель сокращения дебиторской задолженности. Финансовая цель ясна – снижение дебиторской задолженности . Анализ показал, что  задержки были свойственны окончательным платежам по проектам. Таким образом, анализ высветил тот бизнес-процесс (из сети бизнес-процессов компании), совершенствование которого поможет добиться ранее поставленной финансовой цели. Была определена цель для бизнес-процесса - ускорить поступление окончательных платежей от потребителя . Анализ бизнес-процесса, в свою очередь, показал, что дело было не в недобросовестности бухгалтерии или качестве проекта, а клиенты считали, что проект не доведен до конца. Решение было простым – усиление коммуникаций руководителя проекта с клиентами  по контрольным точкам и информирование о необходимости сделать платеж . Совершенствование бизнес-процесса помогло достигнуть финансовых целей и наоборот, финансовые цели послужили источником необходимости совершенствовать бизнес-процесс.

 Чтобы у нас была возможность так элементарно находить решение проблем, необходимо проделать предварительную работу. Цепочка действий следующая: деятельность компании разбиваем на бизнес-процессы (понимаем систему); описываем их (в виде картинки или регламента); соотносим цели бизнес-процессов с целями компании (в перспективах финансы и клиенты); анализируем бизнес-процессы (для этого подойдут как качественные методы, так и количественные, например, визуальный анализ, ФСА, статистический анализ и т.д.) и принимаем решения по их оптимизации . Отмечу, что вы сами выбираете удобную форму регламентирования бизнес-процессов. Регламенты вам понадобятся для удобства их дальнейшего анализа и оптимизации.

 В примере со строительной компанией прослеживается описанная выше цепочка, правда только последние два пункта, т.к. все остальное в компании было сделано ранее. Преимущество организации было в том, что процессы уже были выявлены и описаны, поэтому оставалось определить «пробуксовывающий» процесс, проанализировать его и усовершенствовать. Необходимость достижения финансовой цели послужила причиной провести причинно-следственный анализ и выяснить какой бизнес-процесс из сети бизнес-процессов компании нужно оптимизировать, чтобы добиться этой цели.

 file/stat_i/2.jpg

 Актуальный инструмент? Мой ответ – да. Использование концепции управления бизнес-процессами позволяет достичь впечатляющих результатов, но, как и любым другим аналитическим инструментом, этим инструментом нужно пользоваться разумно!

Рассказать друзьям: