Краудфандинг или народное финансирование

Краудфандинг или народное финансирование

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия другихлюдей или организаций (реcипиентов). Сбор средств может служить для различных целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого. (По материалам википедии).

Среди последних инноваций в области финансирования проектов выделяются сайты краудсорсинга, заточенные под гражданские проекты. Такие платформы как Citizinvestor, Neighbor.Ly и Spacehive работают для ограниченных муниципальных бюджетов точно так же, как платформы Kickstarter и Indiegogo сработали в свое время для художников и предпринимателей. Эти инструменты помогают перекрыть разрывы в бюджетировании за счет публичного поиска возможных спонсоров через Интернет.

Краудфандинг городских проектов работает позволяя любому пользователю подключиться к публичному обсуждению бизнес-инициативы и детальному бюджету будущего проекта. Затем люди голосуют через свои пожертвования. Но здесь есть свои ограничения: лидеры будущего проекта должны продемонстрировать все необходимые разрешения от городских властей, включая разрешение на землю. Пожертвования собираются также при условии, что цели будущего проекта согласованы.

Одна из самых популярных платформ для краудфандинга Spacehive собрала таким образом уже более 1 миллиона фунтов для финансирования проектов со своего открытия в 2012 году. Компания также активно укрепляла взаимодействие с городскими муниципалитетами и крупным бизнесом.

В Роттердаме, Голландия Группа городского дизайна ZUS и Международная ассоциация Биеналле Роттердам предпринимают попытку создать 350-метровый пешеходный мост, который должен соединить две части города, которые давно были разделены восьми-полосным хайвеем. Для финансирования этого проекта не удалосьпривлечь кредитные институты, поэтому команда проекта обратилась к гражданам. Доноры краудфандинга могли купить малые пролеты моста за 25 евро и большие секции уже за 1250 Евро. "Наш олдермэн (член городского совета), который купил первый кусок моста, активно использует Твиттер, а мы активно используем другие социальные сети, так что информация стала распространяться довольно быстро и это очень помогло продвижению дела", отметил основатель ZUC Кристиан Корман в интервью Civil Engineering Magazine.

Пешеходный мост в Роттердаме

Фото: пешеходный мост Luchtsingel в Роттердаме

За три месяца проекта моста Luchtsingel собрал почти 100 тысяч евро и продал более чем 4 тысячи пролетов моста. Каждый из 17 тысяч пролетов моста носит имя пожертвователя или посвященное ему сообщение. Вторая фаза строительства была завершена в июле 2012 года.

Эксперты называют несколько полезных советов при краудфандинге. Первое - проектная команда должна быть уверена, что получит хорошую общественную поддержку проекта прежде чем разместить план проекта на сайте краудфандинга. В течение начальных стадий привлечения финансов успешные руководители проекта как правило активно взаимодействуют с потенциальными донорами через социальные сети по их привлечению.

Если внешние события начинают негативно влиять на согласованный план проекта или в команде проекта начинается незапланированная текучка кадров, то руководители таких проектов должны быть открыты для изменений. "Наилучший способ снизить риски таких проектов с большим количеством заинтересованных сторон - это активно взаимодействовать с ними и вести дела прозрачно", заявляют эксперты.

Руководители проектов должны понимать что несмотря на активных стейкхолдеров-доноров, возможны типичные проблемы в городском управлении, которые могут стать препятствиями для развития проекта: увеличение бюджета, изменения в содержании проекта, разрешения и действия надзорныз органов. "Любое изменение болезненно для местных властей. Эти изменения неизбежно ведут к увеличению бюджета. Кто будет платить за перерасход бюджета общественного проекта? Кого посчитают ответственнм за компенсацию разницы? Пока некоторые платформы краудфандинга пытаются согласовать со стейкхолдерами-донорами одобрения основных изменений в проекте, другие стейкхолдеры тем временем призывают местные власти компенсировать издержки ", так считает Эрик Энглмен, директор по инновациям и исследованиям консалтинговой компании LeSar evelopments Consultants, Сан Диего, Калифорния (США).

Эти вопросы здесь как напоминание, что несмотря на инновационность модели краудфандинга, эта фаза является только частью успешного проекта. Как говорит Ярон Синай, основатель Elementool в интервью сайту CrowdSoursing.org : "Если вся команда проекта сфокусируется на вопросе привлечения инвестиций, то когда придут деньги, возможен хаос при реализации проекта".

Примеры краудфандинга в России

  • Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi, основанный в 2007 году.
  • По схеме краудфандинга работают некоторые проекты творческих сообществ, такие как Kroogi илисозданный в рамках арт-объединения СВОИ2000 «Напарапет».
  • Один из первых российских ресурсов, работающих по схеме краудфандинга, Boomstarter получил престижную интернет-премию "Стартап года 2012" в номинации "Лучший социально значимый стартап".
  • Предприниматели из города Шарья (Костромская область) во главе с кузнецом Сергеем Захаровым восстановили аварийный мост, собрав 300 000 рублей (без учёта безвозмездно переданных материалов). Примечательно что по расчетам властей, официальные работы обошлись бы бюджету в 13,5 миллионов, т.е. в 45 раз дороже.
  • В 2008 году первый в России краудфандинг проект "Мой футбольный клуб" организован Дмитрием Марковым для покупки футбольного клуба
  •  Крупнейший в России проект по сбору средств, фильм "28 Панфиловцев" собрал на платформе Boomstarter - 3 191 595 рублей.
  • В ноябре 2013 года запущен сбор средств для поддержания работы и развития проекта "Клавогонки". За первый месяц было собрано 126 441 рубль.
  • В декабре 2013 года запущена бета-версия ресурса "Лаборатория ФранЭП", направленного на финансирование научных проектов по принципу краудфандинга.

По материалам Википедии и PM Network

Рассказать друзьям: